Home

Advertisement

Дядя Саша, писарь при штабе - Мастер-класс-7: что делает сцену сценой? [entries|archive|friends|userinfo]
Дядя Саша, писарь при штабе

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мастер-класс-7: что делает сцену сценой? [Jan. 8th, 2009|10:02 am]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]

На прошлом занятии я рассказал вам, что каждая сцена должна продвигать героя к его цели на один шаг. Однако этого недостаточно, чтобы сделать сцену сценой.

Один мой приятель написал детективный сценарий. Работа проходила у меня на глазах, я читал синопсис, потом – поэпизодник, и был уверен, что получится блестящий, головокружительный сценарий – триллер в духе «Игры».

В истории была отличная завязка, хорошо продуманная структура и неожиданная развязка. У героя был характер, была цель и был достойный противник, который стоял на пути к цели.

Однако сценарий не удался.

Герой-детектив получал задание, шел его выполнять, встречался с первым свидетелем, узнавал о втором свидетеле, шел к нему, получал от него информацию о третьем свидетеле, шел к нему и так далее, пока не раскрывал преступление. Все это было очень-очень-очень скучно. Даже остроумные местами диалоги не спасали.

А ведь сделать этот сценарий интересным было очень просто, при готовом-то поэпизоднике.



Допустим, детектив входит в квартиру бабушки, которая что-то знает о некоем молодом человеке, который снимал у нее квартиру. В сценарии бабушка тут же рассказывала о девушке, с которой у молодого человека был роман. Дальше детектив разыскивал девушку и так далее…

Окей, у нас есть детектив, есть бабушка-свидетельница и информация, которую она должна в результате сцены передать герою. Что делает бабушка? Рассказывает детективу о девушке? Черта с два! Бабушка в маразме. Бабушка уехала в Вологду навсегда к племяннику. Бабушка под героином. Бабушка нема. Бабушка – содержательница подпольного борделя и, увидев детектива, начинает отстреливаться из двух стволов. Бабушка – не бабушка, а инопланетянин. Бабушка лежит на полу, и у нее нет головы. Короче, в хорошем сценарии бабушка ни за что по доброй воле не расскажет детективу про девушку.

Как же детектив заставит мертвую сумасшедшую бабку-героинщицу вернуться из Вологды и нацарапать левым щупальцем имя девушки? А вот это уже проблема сценариста. Пусть придумает.

Способ преодоления конфликта, найденный сценаристом, должен быть, во-первых, подготовленным, во-вторых, неожиданным для зрителя.

В моем детстве был такой мультик, «Вокруг света за 80 дней», в котором Филеас Фогг в начале каждой серии говорил Паспарту, что им понадобится на этот раз, что-то вроде: «Паспарту, сегодня нам понадобятся два дротика и яблоко».

И действительно, дротики пригодились, когда нужно было закрепить коврик на беговой дорожке, а яблоко – чтобы привлечь лошадь мистера Фикса.

Сценарист должен подготовить зрителя к способу преодоления конфликта – Фогг должен показать, что у него есть дротик и яблоко. Если он просто в нужный момент достанет из саквояжа эти предметы, зритель будет разочарован – у, да за этим Фоггом неинтересно смотреть, он просто достает из саквояжа каждый раз то, что ему нужно.

А если перед сценой с лошадью Фогг купит яблоко и скажет – «сейчас мы будем приманивать лошадь» - зритель будет еще больше разочарован. Ну понятно, вот он купил яблоко, сейчас будет приманивать лошадь, все заранее ясно, ничего интересного. До конца сцену досмотрят разве что самые стойкие любители яблок и лошадей.

Нет, герой должен взять дротики и яблоко, но не объяснять зрителю, зачем они нужны. В случае с мультфильмом это было каждый раз отдельным удовольствием – гадать, как именно Филеас Фогг будет применять взятые им с собой предметы.

Примечание – так, на всякий случай: все вышеперечисленное не означает, что интересное кино можно написать только о яблоках и дротиках.

Еще одна история из личной, что называется, практики. На семинаре по драматургии девушка показала пьесу, состоящую из трех не связанных между собой сцен. Это было что-то вроде бытовых зарисовок. Речь персонажей была живой и яркой, сами диалоги были полны очень точно подмеченных деталей.
При этом слушать их было ужасно скучно. Казалось, что все, что говорят герои – это все лишнее, не нужно, словесный шум, который очень трудно не то, что запомнить, но даже толком разобрать.

Когда мы попытались понять, почему это произошло, девушка честно призналась, что, поскольку это не большая пьеса, а короткие сценки, она не стала вводить в них сюжет, завязку-кульминацию-развязку и конфликт. Дескать, это излишне перегрузило бы небольшие сценки.

Представьте, пришли вы на званый ужин, а вам говорят – знаете, поскольку вас всего три человека, мы решили вас не кормить, а вместо этого вы будете три часа мыть посуду. Вот если бы вас было не три человека, а тридцать, тогда бы мы вас покормили. Мы на той читке были этими самыми несчастными гостями у раковины вместо обеденного стола.

На самом деле, если вы пишете короткометражку или одноактную пьесу, конфликт должен быть еще более ярко выражен – ведь у вас есть всего несколько минут, чтобы рассказать историю. Так же и со званым ужином – если вы пригласили всего трех человек, вы постараетесь покормить их так, чтобы все трое остались довольны.

Сцену делает сценой конфликт.

Знаете, почему футбол популярнее, чем кино? Да потому что на футбольном матче всем болельщикам сразу понятно, кто хорошие, кто плохие, какова их цель, и в каждую секунду есть острейший конфликт.

Конфликт должен быть между людьми. Герой, на чьей стороне симпатии автора (и на которого зрителю хочется быть похожим) – это протагонист. Его противник – антагонист.

Есть фильмы, в которых человек сражается со стихией или животным (вулканом, океаном, акулой, пожаром, зомби, ураганом). Но в этом случае, как правило, антагонистом все-таки становится человек, который почему-либо стоит на стороне стихии. Либо стихия ведет себя как человек, приобретает вполне определенные черты человеческого характера.

В каждой сцене конфликт должен быть разрешен – либо победил герой, либо победили героя.

Вообще, сцена – это фильм в миниатюре, в ней должна быть завязка, кульминация и развязка. У каждого героя есть в каждой сцене своя цель, которой он хочет достичь. Самое сложное при написании сцены – придумать ее решение. Как герой преодолеет препятствие и достигнет цели? Или как его переиграет антагонист?

Хороший сценарист – это тот, кто умеет придумывать неожиданные способы преодоления героем препятствий.

Научить этому нельзя.

Но можно научиться. Достигается упражнением.

Начнем прямо сейчас.

Давайте напишем сцену. Придумайте героя (или героиню). Придумайте для него (нее) цель. Придумайте антагониста. И вот они – герой и антагонист - впервые оказались лицом к лицу. В кафе, в постели, в библиотеке, на светском приеме, на космическом корабле - где угодно, но это должен быть только один объект. Все действие должно происходить в одном месте и в одно время. Цель героя в данной сцене - заставить антагониста что-то сделать. Цель антагониста – заставить героя сделать что-то, противоположное его цели. Кто победит – герой или антагонист? Не знаю. Вам решать. Но кто-то один из них должен обязательно победить.

Мы не знаем о героях ничего, кроме того, что мы видим. Не нужно описывать их прошлое. Описывайте только то, что мы видим. Мы вместе с вами смотрим кино.

Количество людей в кадре давайте не будем ограничивать. Если для вашей сцены хватит героя и антагониста – отлично. Если понадобится бармен, водитель, почтальон или массовка в полторы тысячи человек – вводите, не вопрос.

А теперь внимание - два ограничения!
Первое: вся сцена должна уместиться в одну страницу текста (примерно 2,2 тысячи знаков).
Второе: во время сцены в кадре не должно быть произнесено ни слова.

Только действие.

Не пантомима! Не немое кино с титрами! Живое, достоверное, убедительное действие. Никаких предисловий-комментариев! Всю информацию о героях мы узнаем только наблюдая за их действиями. Мы не знаем, о чем они думают, но мы видим, что они делают.

Молчание героев должно иметь убедительное для зрителей объяснение (тишина не обязательна, возможно, герои не могут говорить из-за перестрелки или шума дискотеки, а, может, это люди, разговаривающие на разных языках, или немые, или супруги после двадцати лет брака, не знаю - придумайте). При этом нужно придумать действие, которое четко и недвусмысленно показало бы зрителям, кто такие герои, чего они хотят, и как именно они этого добиваются.

А молчание нужно для того, чтобы начать изживать идиотскую привычку пересказывать зрителям информацию в диалогах.

Способ сдачи предлагаю такой – вы постите готовый текст у себя в жж (или на любом открытом ресурсе – прозе.ру и т.д.) и оставляете комментарий к этому посту со ссылкой на ваш текст, чтобы все участники мастер-класса могли ее прочитать.

Пока никаких ограничений по оформлению. Разве что желательно писать в настоящем времени – «он встает», «она идет».

Итоги подведем через неделю, в следующий четверг, 15 января.

А в понедельник, 12 января, выставлю свой немой этюд, который писал во ВГИКе. Возможно, кого-то это приободрит и вдохновит, а всем остальным даст повод поупражняться в остроумии))

Удачи!
LinkReply

Comments:
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
[User Picture]From: [info]mareicheva
2009-01-08 07:38 am (UTC)

(Link)

Сразу вспомнилась сказка "Старуха, дверь закрой!".
[User Picture]From: [info]monfore
2009-01-08 07:59 am (UTC)

Реактивные сцены

(Link)

В топике речь идет о сценах "активных" - цель-конфликт-результат. А ведь, если верить многим пособиям, есть же еще сцены "реактивные" - информация-дилемма-решение. В романе это важный компонент. Персонаж лучше раскрывается принятыми непростыми решениями, нежели действиями. Исходя из вышеописанного, реактивные сцены из сценария нужно выбрасывать, а при написании романа с прицелом на экранизацию делать так, чтобы их можно было потом безболезненно опустить. Так это или нет?
[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-08 08:22 am (UTC)

Re: Реактивные сцены

(Link)

Да, это так.

Это вовсе не значит, что во всех фильмах мира таких сцен нет. Есть. Есть фильмы без героя. Есть фильмы без сюжета. Но моя цель - исследовать интересное кино, показать, как можно возбудить и удержать интерес зрителя.

Вы можете вставить сцену, в которой герой размышляет. Или поставить трехминутный пейзаж "чтобы зрители передохнули". Но если эти сцены не будут менять судьбу героя, зрители на них будут зевать, а не отдыхать.
[User Picture]From: [info]igor_sky
2009-01-08 08:16 am (UTC)

(Link)

Можно для не отягощённых интеллектом пояснить термины "синопсис" и "постэпизодник" =)
Спасибо =)
[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-08 08:23 am (UTC)

(Link)

синопсис - краткое изложение сюжета. Поэпизодник - история, расписанная по сценам.
[User Picture]From: [info]milady_alice
2009-01-08 08:39 am (UTC)

Задание

(Link)

[User Picture]From: [info]notoff
2009-01-08 09:23 am (UTC)

Re: Задание

(Link)

прикольная сценка
[User Picture]From: [info]tarkhil
2009-01-08 09:13 am (UTC)

(Link)

... сразу вспомнился Фейнман в баре для глухонемых...
[User Picture]From: [info]paslen
2009-01-08 09:15 am (UTC)

(Link)

Страна глухих. Эпизод первый
[User Picture]From: [info]paslen
2009-01-08 09:16 am (UTC)

(Link)

знаешь какое уточнение уточни - что первую мысль, которая приходит в голову нужно отбрасывать, ибо она придет в голову и другим, а то получишь щас сто комментов на темы глухонемых
[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-08 11:59 am (UTC)

(Link)

Ничего страшного. Я надеюсь, те, кто будет писать дальше, прочитают то, что писали до них.
[User Picture]From: [info]de_jarden
2009-01-08 11:21 am (UTC)

а вот за удачу спасибо)

(Link)

[User Picture]From: [info]princess_dragon
2009-01-08 11:38 am (UTC)

;-)

(Link)

супер!
[User Picture]From: [info]anahareo
2009-01-08 12:04 pm (UTC)

(Link)

потрясающе, между прочим.
[User Picture]From: [info]bukva_ksi
2009-01-08 11:56 am (UTC)

(Link)

Конечно, не думаю, чтоя особо оригинальна,
но все равно дам ссылку на то,
что у меня получилось:

http://bukva-ksi.livejournal.com/10710.html#cutid1
[User Picture]From: [info]anahareo
2009-01-08 12:06 pm (UTC)

(Link)

мне понравилось. Очень даже хорошо.
[User Picture]From: [info]bystro_konchalk
2009-01-08 01:34 pm (UTC)

Дуня Барабарисова и ведерко из под шампанского.

(Link)

[User Picture]From: [info]anemona9
2009-01-15 05:04 am (UTC)

Re: Дуня Барабарисова и ведерко из под шампанского.

(Link)

оч.смешно написанный рассказ)), но Вы провалили задание, это не есть сценарий
[User Picture]From: [info]juli_dobrovo
2009-01-08 02:28 pm (UTC)

(Link)

забавно!
однажды я написала сценарий романтической комедии в стиле "новое немое кино" - в котором все сцены "играются" глазами, мимикой, и лишь пара фраз звучат в самом финале.
хотела сейчас выудить сцену из него, чтобы представить в качестве выполненного задания. но подумала: если кому-то интересно (больше всего, разумеется, меня интересовало бы мнение Учителя-сан :)) - можете прочесть, а я буду благодарна за ваше мнение.
вопрос такой: я слишком укоренена в сюжете, глаз замылился, и мне трудно самой понять: работает или не работает картинка, поданная без слов (имею в виду, конечно, ВСЕ картинки всего сценария).
пс. если это офтоп, прошу прощения! уберу по требованию. а в замен вычленю какую-либо сцену из сценария и "сдам" домашнюю работу.
текст здесь:
http://www.proza.ru/2008/04/10/296
[User Picture]From: [info]freeandsick
2009-01-08 03:05 pm (UTC)

(Link)

[User Picture]From: [info]freeandsick
2009-01-09 09:54 pm (UTC)

(Link)

Простите, а можете что-нибудь про мой опус сказать? Я понимаю, что у вас тут много учеников, но хотя бы пару слов. Мне очень важно ваше мнение. Спасибо!
[User Picture]From: [info]otto3
2009-01-08 03:31 pm (UTC)

(Link)

target="_blank">Вот. Может, многовато, но как кромсать своё произведение, мы ещё не проходили )))
[User Picture]From: [info]sunliker
2009-01-08 05:47 pm (UTC)

(Link)

У меня ссылка почему-то не открылась.
[User Picture]From: [info]ne6ula
2009-01-08 03:45 pm (UTC)

(Link)

[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-08 09:13 pm (UTC)

(Link)

очень хорошо.
[User Picture]From: [info]santario
2009-01-08 04:05 pm (UTC)

(Link)

Спасибо, очень интересно!
Думаю, что не только для сценаристов, но и для людей пишущих, в целом.
[User Picture]From: [info]venus_ta
2009-01-08 06:36 pm (UTC)

(Link)

А может быть так, что сложно определить, кто герой, а кто антагонист? И к кому автор испытывает больше сочувствия.
Д/з: http://venus-ta.livejournal.com/39252.html
[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-08 09:16 pm (UTC)

(Link)

здесь не очень понятно, почему они молчат. Не очень верится, что девушка не сказала бы что-нибудь этому парню. И, кстати, если она хорошо одета (и это важно для истории), об этом лучше писать в момент ее первого появления.
[User Picture]From: [info]sneznosti
2009-01-08 06:46 pm (UTC)

к заданию

(Link)

[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-08 09:18 pm (UTC)

Re: к заданию

(Link)

все хорошо, кроме одного: сцена длится три часа. Может, попробуете сократить до трех минут?)
[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-08 09:19 pm (UTC)

(Link)

годится. Кроме одного - скалка в руках у жены - это штамп. Может быть не скалка, а... не знаю, что. Что-нибудь неожиданное.
[User Picture]From: [info]igorlukin
2009-01-08 08:39 pm (UTC)

(Link)

Прошу прощения, что пишу здесь.


Молодой человек стоит на остановке, пытаясь спрятаться от холода и ветра в своей легкой ветровочке. На остановке людно. На улице темно, ветер гоняет листья по асфальту.
Парень рассматривает украдкой людей от нечего делать. Он ловит взглядом подходящую к остановке девушку. Она ему явно понравилась
и он уже, кажется, забыл про холод. Расправил плечи и стал легко улыбаться, пытаясь поймать её взгляд. Девушка на долю секунды
окинула взглядом молодого человека и с легким презрением прошла мимо и остановилась чуть поодаль.
Парень, глубоко вдохнув и быстро выдохнув, подошел быстрым шагом и что-то спросил. Девушка, не произнося ни слова, задрала рукав, вытянула руку
и показала циферблат своих розовых наручных часов. М.ч. поблагодарил девушку и удалился на своё место, опустив голову. Простояв еще три-четыре автобуса,
парень вновь стал приближаться к девушке, явно заготовив пару фраз для знакомства. Девушка, завидев его, сразу же отвернулась и спешно пошла в
направлении скамейки. Парень старался ее окликнуть и остановить. Тщетно. Девушка присела, не заметив таблички "окрашено". Кучка школьников позади стала смеяться.
Девушка, осознав свое положение, покраснела и, кажется, была готова расплакаться. Промедлив секунду, молодой человек подошел к скамейке и смотря презрительно
на школьников, сел. Он обратил свой выжидающе-вопросительный взгляд на девушку. Девушка, оторопев на секунду, начала медленно смеяться. Парень подхватил смех.
В следующее мгновение девушка видит, что подошло ее маршрутное такси и поднимается. Парень опережает ее и открывает дверь. Девушка кивает в знак благодарности и,
поднявшись, кивая головой, приглашает за собой.
[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-08 09:22 pm (UTC)

(Link)

то-то им в маршрутке все обрадуются)))
Мне кажется, лучше было бы, если бы они вместе пошли куда-то, а мальчишки, оторопев, смотрели бы на их одинаковые полосатые спины. Впрочем, это я уже свое кино начал писать.

А так хорошо.
[User Picture]From: [info]vit_r
2009-01-08 09:35 pm (UTC)

(Link)

В принципе, конфликт может быть и выбором героя из нескольких альтернатив. В том числе, моральным выбором.

А немые сцены активно используются в комедиях типа Мистера Бина.
[User Picture]From: [info]zahav_shahor
2009-01-08 09:41 pm (UTC)

Меня вдохновило слово "постель" :)

(Link)

[User Picture]From: [info]literatka
2009-01-09 06:51 pm (UTC)

(Link)

Великолепная сцена! Очень жаль лишь что "улица, фонарь оптека" - это штамп.
[User Picture]From: [info]pervosled
2009-01-08 10:44 pm (UTC)

(Link)

Простите, можно я тоже здесь?

Полупустой вагон электрички, день. Он (40 лет), она (30 лет), дочь (5 лет).

Он и она рядом, дочь у неё на коленях. Дочь напевает и рисует на запотевшем стекле. Она, уткнувшись в волосы дочери, смотрит в окно.

Он приглаживает растрёпанные, слипшиеся волосы, проводит рукой по недельной щетине. Застёгивает верхние пуговицы рубашки. Неловко берёт дочь за ручку – та, смеясь, поворачивается к нему, тянется к его лицу, но тут же, заметив что-то за окном, отворачивается.

Леса кончаются – начинается поле. Облачное небо. По полю идут комбайны.

Он разжимает ладонь, рука дочери выскальзывает. Дочь рисует комбайн на стекле.

Она прижимается губами к волосам дочери. У нее глаза только что плакавшей женщины.

Он ищет по карманам сигареты – сигарет нет.

Он протягивает руку к её волосам, чтобы приласкать. Она сидит, не шевелясь. Он, осмелев, привычным жестом берёт её за подбородок, хочет повернуть её лицом к себе и тут видит рядом со своим большим пальцем едва заметный синяк на её подбородке. Проводит пальцем по её коже, как бы пытаясь стереть синяк. И опускает руку.

Она смотрит в окно, в её глазах слёзы, она его ненавидит.

Он, усмехаясь, достаёт из кармана растрёпанный карманный детектив, начинает читать. Ни черта не понимает, но делает вид, что с интересом углубляется в чтение.

Она краем глаза, пока он не видит, смотрит на его волосы, шею, руки. Потом берёт ручку дочери и прижимает к губам.

Он бросает детектив на противоположное сиденье, решительно обнимает её и дочь обеими руками. Она сидит, не шелохнувшись, дочь начинает играть пальцами его руки.

За окном солнечный осенний лес.

Подходит контролёр. Он, стушевавшись, как пойманный, трясущимися руками ищет по карманам билеты. Находит, протягивает. Контролёр уходит, он смотрит на неё и видит в её глазах презрение. Он уже не смеет её обнять.

Он пересаживается на противоположное сиденье. Его взгляд вдруг становится наглым. Резко подавшись вперёд, он хватает её под коленом и больно сжимает. У неё в глазах презрение и ненависть. Дочь смеётся, тянет к нему руки, она восприняла его выпад как новую игру.

Он, смеясь дочери, достаёт из кармана мятый платок, закручивает его на двух пальцах – среднем и указательном, получается «человечек». «Человечек» идёт по стеклу по направлению к дочери, дочь визжит, смеётся от радости. Она достаёт свой платочек и делает своего «человечка».

ТЗР дочери: её маленький «человечек» идёт по маминой руке, потом движется по маминому колену, перескакивает на колено отца. «Человечек» дёргает отца за палец – один раз, второй. Дочь поднимает глаза на отца и видит, что он спит, неопрятно развалившись, приоткрыв рот.


[User Picture]From: [info]sunliker
2009-01-08 11:47 pm (UTC)

(Link)

Уложился ровно в 2200 без пробелов))

http://sunliker.livejournal.com/3282.html

При такой манере описания, обнаружилось слово-паразит, которое появляется в таких ситуациях:

«…существительное НАЧИНАЕТ инфинитив…»

На 2000 знаков слово «начинает» повторил 8 раз. Стоит ли безбожно править такие вещи в описаниях или главное, чтоб диалоги были грамотными?
[User Picture]From: [info]kinshik
2009-01-09 07:21 am (UTC)

(Link)

Сцена получилась хорошая, повторы лучше убирать. Или превращать их в прием)
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>

Advertisement